О компании

История

 

Основы российской почты были заложены в последней четверти IX века, в начале существования Киевской Руси.
 
В 1266 г.,  почти на столетие раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, - на Руси появляется первый документ, регламентирующий почтовый обмен: правила проезда гонцов по русским землям. Увы, случившееся в скором времени после этого татаро-монгольское нашествие не только разорило русское государство, но и остановило развитие русской почты на несколько столетий. Единственным, что русские позаимствовали у поработителей, стало новое название почты - ямская гоньба.


Новая почтовая эпоха начинается с момента освобождения Руси от ига – с конца XV века. Появляются первые почтовые учреждения, возникают новые виды почтовых услуг. Иностранцы, посещающие в те времена Московское государство, уже называют работу ямщиков «почтой» - они узнают в ней все признаки лучших почтовых служб Европы.
 Регулярная почтовая гоньба (доставка писем) из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе, а также в «немецкие страны» – Прибалтику, Скандинавию и германские земли – организована и развивается в конце XVII - начале XVIII вв. Рижскую (на Ригу) и виленскую (на Вильно, позже – Вильнюс) почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. Простому люду услуги почты были не по карману. 


«Немецкая» почта Московии была казенным предприятием, в то время как в Европе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями. 


Внутри необъятной страны почту продолжали доставлять ямщики.
Существование параллельно двух почтовых систем - «немецкой» и ямской - создавало множество неудобств, поэтому с середины XVIII в. началось слияние обеих служб в единую Российскую Почту. Причем почта тех времен доставляет не только письма и посылки, но и более экзотические вещи – например, Ямскому почтамту Москвы подчинялась «фруктовая» почта, оперативно доставлявшая виноград, арбузы и дыни к царскому столу. Примечательно, что при этом обычные почтовые маршруты были довольно архаичными: только со второй половины XVIII в. регулярные конные почтовые линии стали подходить к некоторым уездным городам, промышленным центрам и местам добычи жизненно необходимых государству ресурсов. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.
В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию со станциями для перемены лошадей и отдыха людей по всему маршруту. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель». 
С 1773 г. русская почтовая служба начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. Примерно в то же время появляются знаменитые почтовые тройки лошадей – самая быстрая на тот момент форма перевозки почты, а также почтовые колокольчики, оповещавшие всех попутных и встречных, что нужно уступить дорогу почтовой эстафете.
В конце XVIII в. появляются первые почтовые штемпели, оттискиваемые краской на каждом письме и обозначающие, что отправитель письма оплатил почтовые услуги по пересылке и его письмо взято на хранение и доставку адресату Российской Почтой.
 
 В 1801 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга – «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах по оному лежащих известия Исторические, Географические и Политические; с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест». По сути, эта книга стала первым в России путеводителем.

 

Во время страшного пожара Москвы 1812 года, в котором сгорели 6532 из 9158 домов, здание Московского почтамта и почтарскую церковь Архангела Гавриила, которая до сих пор стоит на территории столичной почты, отстояли от огня служащие почты вместе с французскими солдатами, понимавшими значение почты для обеих противоборствующих сторон. И именно фельдъегерь (военный почтальон) доставил в Петербург императору Александру I первую за всю войну радостную весть о том, что 7 октября 1812 года Наполеон оставил сожженную и разоренную Москву.
В 1837 году впервые в истории почту из Санкт-Петербурга в Павловск перевезли новым «чудо-транспортом» – железной дорогой.

 

22 декабря 1857 года Почтовый департамент Российской империи выпустил первую в истории страны почтовую марку номиналом «10 копеек за лот», то есть за каждые 13 грамм веса письма. Всего было выпущено три миллиона марок. Сегодня цена одной такой негашеной (то есть не прошедшей почту и не проштемпелеванной) марки доходит до 1,2 млн рублей.

 

31 марта 1918 года, уже во времена Советской власти, военный летчик Петров с грузом почты и одним пассажиром пролетел 600 километров за 4 часа 10 минут. Это был первый в истории воздушный почтовый рейс.
Во время Второй мировой войны сотни миллионов писем, посылок и знаменитых солдатских «треугольников» (листков бумаги, сложенных особым способом и отправленных по почте – за неимением конвертов) были доставлены военными почтальонами с фронта в тыл и обратно. Десятки тысяч военных почтальонов погибли, выполняя свой долг. В городе Воронеж в 2016 году при поддержке Почты России установлен памятник военному почтальону.
Интерес жителей СССР к почтовым услугам в послевоенные годы был настолько велик, что число писем, посылок, газет и журналов, которые доставляли почтальоны, быстро достигло довоенных размеров. Например, в Москве в начале 1950-х годов в городе было восемь контор связи – тогда почтамты назывались так, потому что объединяли в себе почту, телефонную станцию и телеграф. К концу 1950-х годов таких контор было уже 15, а в 1988 году – 33. Число же простых почтовых отделений, которые традиционно располагались на первых этажах строящихся жилых домов, росло еще более стремительно. В 1946 году в Москве их было 157. А спустя всего двадцать лет – уже 484! То же самое происходило с почтовыми ящиками. Если в 1946 году на стенах столичных домов висели 2085 ящиков, то в 1990-м году – 8650.
Уже в 1960-1970 гг именно на почтах появились первые торговые автоматы (они продавали открытки), сортировочные и штемпелевальные машины и даже прототипы современных копировальных машин.


В 1990-е, с распадом Советского Союза и кризисом во всех сферах жизни общества, серьезные трудности начала испытывать и почта. Были приостановлены, либо вовсе отменены многие проекты по развитию почтовой связи в стране. Тем не менее, почта в те годы оставалась одним из немногих предприятий, на которых сотрудникам гарантировалась своевременная выплата заработной платы.


28 июня 2002 года Правительство Российской Федерации одобрило концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, в соответствии с которой объединялись все существующие организации федеральной почтовой связи и создавалось федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России». Соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации было выпущено 5 сентября 2002 года за № 1227-р. Процесс был длительным и непростым и завершился только в 2009 году, когда в состав ФГУП «Почта России» вошла почтовая служба Республики Татарстан — «Татарстан почтасы» - последняя из самостоятельных региональных почтовых служб. С этого момента Почта России стала единой.


29 июня президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон об акционировании Почты России, предусматривающий преобразование предприятия в непубличное акционерное общество, 100% акций которого будет принадлежать государству.